Взгляд за горизонт или бизнес по-норвежски
Сегодня у нас необычная статья. Дело в том, что наш автор, Ольга Орлова, создательница проекта: «Семейная дистанционная школа «АртиУм», прожила несколько лет в Норвегии, и было бы обидным упущением не спросить у нее, а как микробизнес живет и развивается за границей. История, рассказанная Ольгой, показалась нам интересной и мы решили поделиться ею с вами, наши дорогие читатели.
Мне просто посчастливилось пожить в одной из самых дорогих стран мира. После Норвегии дорогой мне кажется только Швейцария и Япония. Именно поэтому, выезжая в отпуск из Норвегии, мы всегда отрывались по полной: ходили в рестораны, покупали одежду, гаджеты и тому подобное
Как они работают?
В Норвегии очень высокие цены на продукты, но что главное — на услуги. Все, что касается человеческого труда в этой стране стоит на порядок дороже, чем в соседней Дании, например. Почему так, спросите вы? Да все просто — ценится в этой стране человек и его труд. И всё! Профсоюзы работают исправно, рабочий день заканчивается в 16:00, а у кого-то и в 15:00. Перерабатывать не принято, нормальным считается проводить время с семьей, а лучше с семьей и в горах.
А как у них обстоят дела с микробизнесом?
Микробизнес в Норвегии развит достаточно хорошо. Есть сферы, которые на сегодняшний день плотно заняты гражданами Польши, Литвы и Латвии. Такие, например, как услуги по уборке или, другими словами, клинингу. Еще одна сфера, привлекательная для микробизнеса в Норвегии — строительные компании, выполняющие мелкие ремонтные работы. Как в первом, так и во втором случае — это могут быть семейные подряды, состоящие из 2-3 человек.
К чему это я. К тому, что профессии, связанные с сервисом, сферой услуг, около-медицинскими специальностями типа мануального терапевта, стоматолога и так далее, всегда в цене и высоко оплачиваются. По этой причине, открывая свой небольшой салон, массажный кабинет, частный детский садик или же лавочку восточных пряностей можно смело рассчитывать на поддержку со стороны государства.
А как помогает микробизнесу государство?
Поддержка начинается уже с момента определения актуальности вашей бизнес-идеи.
Поясню. Существуют государственные центры, по типу нашего МФЦ, где специально обученные люди готовы дать вам полную консультацию и просто выслушать вашу идею. Все — от налогообложения в той или иной отрасли, возможности получить субсидию до регистрации и возможности нанимать сотрудников и так далее. Мало того, государство учло и тот факт, что Норвегия страна многонациональная и не все ее резиденты (пока ещё, потому что учить язык, если вы выбрали свое дело, все таки придется) говорят на норвежском или английском языках. В таких центрах вы обязательно найдете человека говорящего, например, на русском или арабском языках, причем это, скорее всего, будут носители языка.
Какие способы продвижения они используют?
Уровень жизни в Норвегии очень высокий, но при всем при этом они остаются одной из самых, на мой взгляд, консервативных наций. Еще, не стоит забывать о том, что на территории Норвегии (не такой уж маленькой) проживает всего 5 млн. человек. У них, например, всего один сайт где можно продать/купить что угодно, найти работу, арендовать дом и познакомиться со своей второй половинкой. И тут я нисколько не шучу.
А еще они очень любят листовки, буклеты и прочую “макулатуру”. Помню, как уезжая куда-нибудь на пару недель, мы клеили на свой почтовый ящик надпись: «Никакой рекламы, спасибо! » В противном случае мы рисковали получить пару тройку стопок рекламных брошюр и журналов по возвращении, которые обязательно бы торчали из почтового ящика и лежали около него
А как у них обстоят дела с соцсетями?
Социальными сетями норвежцы пользуются и очень активно. Даже фермер, у которого мы покупали овощи и яйца имел свою закрытую группу на ФБ. При этом продавал все из ангара и в определенные дни можно было просто приехать без предварительного звонка, забрать овощи и оставить деньги там же. Ангар в такие дни открыт и никого там нет, только овощи)) Вот такой уровень доверия у них.
Если ли у них секреты успеха, которые не дошли до нас?
Микробизнес в Норвегии чаще всего “заточен” на прямые продажи. Выстраивание личных отношений с клиентом — это часть сервиса. Остальные же способы продвижения достаточно стандартны и не слишком отличаются от тех, что используем мы.
Вот такой небольшой рассказ о Норвегии у нас получился, и как бы ни хотелось нам сейчас вдыхать волшебный воздух скандинавских гор, нам придется вернуться на родину и заняться продвижением своего бизнеса, чтобы однажды очарование далеких и прекрасных пейзажей могло стать нашей действительностью на отдыхе.
Всем удачных идей!
Ольга Орлова — создательница проекта: «Семейная дистанционная школа «АртиУм» по удаленной подготовке детей к школе, а также курсов для взрослых и детей по развитию творческого потенциала.
С удовольствием и большим интересом прочитала статью! Лично мне очень интересен опыт предпринимателей других стран